ЗАВЕРШИЛСЯ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО МАРКИРОВКЕ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

31 октября 2021 года завершился пилотный проект по цифровой маркировке молока и молочной продукции средствами цифровой идентификации.

Проект длился почти год – со 2 октября 2020 года – достаточное время для испытания методологии, разработанной Единым оператором маркировки и ее технической реализации.

Широкий охват компаний, поставляющих молоко, кефир, сыры, сливочное масло, сметану, творог и мороженое, позволил проверить работу на всех участках логистической цепочки: 10 производителей и импортёров (дистрибьюторов), а также около 30 оптовых и розничных торговцев. 

О том, что было интересного в проекте, рассказывает руководитель проекта по внедрению товарной группы «Молоко» Жандос Раев.

Для операции вывода из оборота маркированной продукции при розничной реализации Единым оператором была обеспечена установка тестовых контрольно-кассовых машин (ККМ) и сканеров в розничных точках, участвующих в пилотном проекте в городах Нур-Султан и Алматы.

Во время пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости (далее – маркировка) молочной продукции апробированы все виды нанесения кодов маркировки: прямое нанесение, автоматическая и ручная наклейка, нанесение на этикетку типографским способом.

Единый оператор для проведения пилотного проекта предоставил необходимое оборудование, в том числе: каплеструйные и термоструйные принтеры, автоматические и ручные аппликаторы, сканеры, терминалы сбора данных.

ТОО «Бурненская молочная компания»


С ноября 2020 года шла регистрация участников пилотного проекта в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ).

20 апреля 2021 года на производственной площадке ТОО «Бурненская молочная компания» проведена установка оборудования, апробирование процессов стикерования ручным способом кодов маркировки на потребительскую упаковку производимой молочной продукции и агрегации.

Единым оператором был проработан экспорт продукции компании в РФ с предоставлением распечатанных российских кодов маркировки.




 ТОО «Adal сүт»


12 февраля 2021 года в ТОО «Adal сүт» проведено обследование линий по розливу молока в упаковки Finnpack, Tetra-pack, Tetra Fino Aseptic. По окончании осмотра производственных линий наклеены стикеры с нанесёнными на упаковку плавленого сыра и творога кодами, а также проведено совещание на тему стикерования используемых видов упаковки (бумажная, пластиковая).

17 июня и 27 августа 2021 года с участием представителей министерства сельского хозяйства РК и НПП «Атамекен» проведены демонстрации полного цикла маркировки молочной продукции: регистрация ТОО «Adal сүт» в ИС МПТ в качестве производителя, регистрация продукции, производимой ТОО «Adal сүт» (создание карточки товара), выпуск и нанесение кодов маркировки, агрегация, ввод в торговый оборот и вывод из него промаркированного товара (акт приема-передачи).


ТОО «Эмиль»


19 августа 2021 года с участием представителей минсельхоза РК и НПП «Атамекен» проведена демонстрация считывания кодов маркировки (отбраковка и создание отчета о нанесении), нанесённых в типографии РФ на кефир (pure-pack) и молоко (finnpack): в цехе фасовки проведено заполнение промаркированной упаковки на автоматах Зонд-пак (finnpack) и Галди RG-50 (pure-pack) на скорости 2200 упаковок в час.

 



ТОО «Мета Астана»

 

13 октября 2021 года проведены мероприятия по маркировке молочной продукции, импортируемой из государств-членов ЕЭАС и третьих стран.

Были изучены бизнес-процессы предприятия и проведено обучение по работе в ИС МПТ для его сотрудников.



Итоги

За техническими подробностями стоит помнить, на что нацелена цифровая маркировка товаров.

Во-первых, это гарантирование качества и подлинности потребительских товаров – в том числе, и молочных. Учитывая важность молока в рационе казахстанцев – особенно молочных.

Во-вторых, положительная «дискриминация» в пользу законопослушных предпринимателей, которые часто страдают от демпинговых цен недобросовестных конкурентов, экономящих на качестве продукции.

В-третьих, расширение налоговой базы государства, постоянно несущего расходы на проведение социальных программ – медицины, образования и правопорядка, а также обороноспособности страны.

В ходе пилотного проекта отработаны все технические и технологические аспекты маркировки молока и молочной продукции. Результаты проекта переданы в министерство сельского хозяйства, которое примет решение о внедрении обязательной маркировки молока и молочных товаров средствами цифровой идентификации.