Об одном аргументе против маркировки обуви

Одним из самых распространённых и устойчивых мифов о маркировке товаров является его влияние на цену. Как утверждают противники маркировки, стоимость наклейки с кодом или кода, нанесённого на упаковку, повысит стоимость готового продукта на многие десятки процентов (в частности, озвучиваются цифры в 30%-50%). Трудно сказать, на чем основано это предположение, да и незачем строить догадки. Достаточно обратиться к фактам.

Как следует из постановления Правительства №620 от 8 сентября 2021 года, предельный размер стоимости средств идентификации (то есть, наклейки или кода на упаковке) не должна превышать 2,68 тенге за единицу. Это если не включать НДС. Если включать, то получится 2,97 тенге, все еще менее 3 тенге.

Из эмпирических наблюдений по точкам продажи обуви в магазинах и на рынках: меньше 8 000 тенге никакая обувь не стоит (кроме тапочек). Применительно к этой цене, стоимость марки составляет 0,037%. Для более дорогой обуви процент ещё меньше.

То есть, повышения стоимости обуви на 30-50 процентов наклейка не вызывает. О том, почему называются такие цифры, отдельный разговор, но явственно видно, что стоимость наклейки не создаёт никаких проблем.

Если же говорить о маркировке в более широком смысле, как процессе, то ещё одним частым аргументом критиков является стоимость средств маркировки (сканеров, программного обеспечения и трудозатрат на маркировку), а также оплата таможенного склада. Это более крупные суммы, но и их можно рассмотреть. Сделаем это в отдельной статье, а пока что зафиксируем текущий вывод – стоимость средства идентификации НЕ ВЛИЯЕТ на стоимость пары обуви.