Дата публикации: 16.09.2021
ИЗ ТЕНИ НА СВЕТ

«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?»

В. Маяковский 

В последние месяцы резко обострилась критика маркировки и прослеживаемости товаров. Как это обычно бывает, критика в разы сильнее, громче и обширнее конструктивных предложений. Но, по крайней мере, суть претензий ясна, и её тоже стоит разобрать отдельно. Мы это сделаем в отдельной статье. За всем этим шумом теряется незаметный и важный вопрос – зачем, все-таки, нужна маркировка товаров? В чем её польза?

Контрабанда – товар, доставленный в страну незаконно. Даже если и качественный, но с неуплаченными таможенными сборами и пошлинами, а поэтому имеющий более низкую себестоимость по сравнению с товаром, пересекающим границу законным способом. Продавец такого товара имеет конкурентное преимущество в цене перед законопослушным предпринимателем.


Контрафакт – поддельная продукция, часто под известные торговые марки, либо оригинальная продукция, выпускаемая в торговый оборот без выплаты сборов, акцизов и налогов. Как и в случае с контрабандой, выгоду здесь получают только участники цепочки, производящие и реализующие контрафактную продукцию (коротко – контрафакт). Пострадавшие – те же самые, что и в случае с контрабандой.

Предлагая более низкую цену, торговая цепочка, связанная с контрабандой, либо получает более высокую прибыль, либо за счет демпинговой цены захватывает бОльшую долю рынка, «отъедая» ее от законопослушных производителей и торговых организаций. Последние недополучают прибыль, и выплачивают меньше налогов. Контрабандисты, при этом, не выплачивают совсем ничего, либо заниженные сборы, пошлины и налоги. Страдает от всего этого сбор налогов (государство) и те, кому собранные налоги предназначены – бюджетники, пенсионеры, дети и другие получатели.

Как это работает, подробно описано здесь. Сейчас же хотелось бы сделать акцент на другом – на том, что внедрение маркировки товаров позволяет «обелить» рынок, затрудняя продажу контрабандных и контрафактных товаров. Осуществляя поддержку законопослушных производителей, импортёров и торговых точек, государство одновременно будет препятствовать деятельности теневых схем. В результате пусть и постепенного, но сокращения и исчезновения серых схем сборы в госбюджет могут увеличиться на 1–2,5 миллиарда долларов ежегодно, а это дополнительное вливание в медицину, образование, правопорядок. Освободившуюся от контрабанды и контрафакта долю рынка тогда смогут занять законопослушные предприниматели, и эта сумма должна с лихвой окупить их инвестиции на обучение маркировке, приобретение кодов, сканнеров, для импортёров - затраты на таможенный склад и маркировку, а также другие возможные расходы.

Ещё одна сторона, которая получает выигрыш, и для которой (по большому счету) развёртывается весь проект, это потребители. Потребитель при работающей системе маркировки будет всегда уверен в происхождении и качестве приобретаемых товаров. За счёт расходов на маркировку цена будет несколько выше (конкретная величина зависит от категории товара), зато будет экономия на том, что исключены будут покупки поддельных или некачественных изделий. В случае лекарств и продуктов питания должно быть меньше обращений к врачам, больничных, потерь рабочего и личного времени.

Если коротко:

Государство выигрывает в сборе платежей в бюджет, сокращает или ликвидирует его дефицит и имеет больше средств на социальные расходы и программы.

Предприниматели получают увеличенную долю рынка за счёт ухода недобросовестных конкурентов.

 Потребители получают уверенность в качестве и происхождении приобретаемых товаров.