Дата публикации: 27.10.2021
О ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В Казахстане подходит к завершению пилотный проект по маркировке товаров лёгкой промышленности. Прозрачность товарооборота именно в этой группе товаров важна из-за её, в самом буквальном смысле, поголовного охвата населения. Можно уверенно сказать, что 100% жителей страны пользуются товарами этой категории. Возможно, рынок табака и алкоголя больше по объёму, но ведь далеко не все люди употребляют эти продукты. Продукцией же легпрома пользуются 100% населения любой страны – и в этом нет никакого преувеличения.

О ходе пилотного проекта и об организации маркировки этой группы товаров рассказывает Руководитель проекта по внедрению маркировки товарной группы «Лёгкая промышленность» Тимур Усеев.

Данный пилотный проект длится уже почти год: с 15 декабря 2020 года, и должен закончиться 31 декабря 2021 года. Хотя, как и любое нововведение, цифровая маркировка вызывает некоторые опасения и даже опережающую критику, в данном случае положение облегчается тем, что в Казахстане уже успешно внедрена маркировка табачных изделий, а 1 ноября обязательной станет и маркировка обуви.

На данном этапе отрабатывается маркировка следующих товаров, производимых предприятиями лёгкой промышленности: кожаная одежда, верхняя одежда, постельное, кухонное и туалетное белье.

Вероятно, такова логика рынка: многие компании, торгующие одеждой, одновременно занимаются и продажей обуви. Для маркировки это совпадение удачное. Во-первых, схожая мотивация – защита от подделок и контрабанды, которая повышает доверие конечных покупателей к торговой сети или точке. Во-вторых, уже есть накопленный опыт по маркировке обуви – то есть, часть страхов и опасений развеяна. В-третьих, технические и процедурные аспекты этим компаниям уже знакомы.

На сегодняшний день в пилотном проекте участвуют 23 организации, представляющие собой все участки торгово-логистической цепочки: производители, импортёры, оптовики и розничные торговцы, транспортники. Причём, даже сам список участников (добровольных!) показывает высокий интерес к возможному введению цифровой маркировки одежды и текстиля: это отечественные производители и бренды Семирамида, Большевичка, Glasman, Казлегпром-Алматы, Sewing Stitch, Alerma, магазины и импортные бренды DeFacto, Koton, Inditex, Intertop, Adidas, NewYorker, Корган Центр, Техноавиа-Казахстан.

К настоящему моменту уже завершено обследование бизнес-процессов данных компаний: анкетирование, выезд на производственные и торговые площадки. Отрабатываются регистрация товаров и участников оборота товаров, заказ и генерация кодов маркировки, их распечатка и нанесение. На очереди добавление данных при перемещениях товара, а также вывод из оборота при продаже конечному потребителю.

Для компаний, ранее участвовавших в пилотном проекте по маркировке обуви, задача облегчалась ещё и тем, что необходимое оборудование уже было закуплено ранее для маркировки обуви. Поэтому на принтеры, сканеры и приборы ТСД (терминалы сбора данных) затраты не потребовались, да и процедурные моменты уже все были знакомы.

Производители также все оснащены необходимым оборудованием, поскольку уже давно маркируют одежду, текстиль и обувь в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности продукции лёгкой промышленности». Остаётся только добавить DataMatrix-код на существующие ярлыки и этикетки для повышения степени защиты продукции.

От автора:

Вдобавок, хотелось бы ещё сказать о двух аспектах, выходящих за рамки пилотного проекта.

Первое, мы часто говорим о выгоде потребителя и удобстве бизнесменов, но забываем об интересах самого крупного участника – государства. Учитывая, что около 60% товаров в денежном выражении являются контрабандой или контрафактом (по оценкам Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане), облагаемая налогами база только по товарам лёгкой промышленности может увеличиться в 2,5 раза, по некоторым другим группам – до 10 раз, и это только предварительные оценки! 

Второе, в адрес проектов по цифровой маркировке товаров приводится аргумент, что она, якобы, избыточна, так как данные требуемые для системы маркировки и прослеживаемости товаров уже сдаются участниками оборота товаров. Однако, существующие системы не обеспечивают поэкземплярный учет, а DataMatrix код, в составе которого "вшит" криптохвост, напротив позволяет защитить каждую единицу товара. В целом же, больше узнать о критике цифровой маркировки и аргументах за неё можно узнать здесь.