Дата публикации: 09.06.2021
Общая организация маркировки и прослеживаемости товаров в РК

В целях исполнения обязательство, взятых Казахстаном в рамках ЕАЭС 2 февраля 2018 года в соглашении маркировке товаров средствами идентификации, а также для реализации закона РК № 544-II от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности» последующими нормативными актами установлен порядок организации маркировки и прослеживаемости товаров.

Единый оператор маркировки и прослеживаемости.


Постановлением Правительства РК от 3 марта 2020 года № 95 «Об определении Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров» единым оператором назначено АО «НК «Казахтелеком»».

АО «НК «Казахтелеком»» осуществляет как методологические разработки, так и внедрение технологий, необходимых для организации маркировки, а при необходимости также инициирует изменения в существующем законодательстве или разработку и введение новых норм.

Из технического спектра единый оператор курирует:

  • разработку, внедрение, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ);
  • обеспечение безопасности хранения информационных ресурсов;
  • выпуск средств идентификации и их учёт;
  • оказание услуг по нанесению средства идентификации на материальный носитель;
  • иные функции, определенные Правительством Республики Казахстан.


В методологических вопросах единый оператор совместно с техническим партнёром, а также участниками оборота рынка через теоретические изыскания и пилотные проекты изучает соответствие разрабатываемых мер существующему законодательству. При необходимости инициирует изменения в законодательстве. При этом, разрабатываемые или изменяемые нормы должны также учитывать и предстоящее внедрение маркировки товаров по всему ЕАЭС.

Технический партнёр.

ТОО «Казахстанская марка» является официальным техническим партнёром единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан. Роль технического партнёра состоит в методологическом и аналитическом сопровождении, техническом воплощении наработок и принятых решений единого оператора, а также обучение участников оборота товаров в целевых товарных группах. В частности, к этому объёму работ относятся техническая поддержка, сопровождение базы данных ИС МПТ, при необходимости продвижение изменений или дополнений в отраслевые нормативные акты, создание методических и учебных материалов для предпринимателей, описание и моделирование бизнес-процессов, а также планирование и проведение пилотных проектов.

Помимо этого, ТОО «Казахстанская марка» предоставляет в пользование единому оператору резервную ИС МПТ. На ней проводятся все тестовые работы, испытания и пилотные проекты. Никакие изменения в уже действующие бизнес-процессы и их правила не вводятся до тех пор, пока они не испытаны на резервной системе и не выявлены потенциальные несоответствия.

Интеграторы

Под интегратором понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предоставление услуг по интеграции прикладного программного обеспечения участника оборота товаров с ИС МПТ, услуг по подбору или оснащению участника оборота товаров совместимым с ИС МПТ маркировочным оборудованием, Интеграторы выходят на сцену после того, как бизнес-процессы и процедуры установлены, на этапе внедрения.


Сервисные провайдеры

Сервисный провайдер, или провайдер сервиса - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие по поручению участника оборота товаров услуги по преобразованию кода маркировки в средство идентификации и нанесению средства идентификации на потребительскую упаковку, этикетку, или на материальный носитель. Эти же компании могут заниматься продажей комплектующих, расходных материалов, другого оборудования. Список сервисных провайдеров приведён здесь.


Участники оборота товаров.

Участники оборота товаров – несмотря на то, что их роль описана последней, именно для них и создаётся весь процесс маркировки. С одной стороны (что более явно, и иногда воспринимается негативно), процесс «обеления» их товарных и денежных потоков ведёт к увеличению расходов – налогов, акцизов, закупки оборудования, расходным материалов и услуг сервисных провайдеров или интеграторов, что уменьшает текущую прибыль. С другой, за счёт невозможности встроиться в легальный оборот, с рынка будет вытесняться контрабанда и контрафакт, что обеспечит дополнительные обороты добросовестным предпринимателям. В идеальном случае, именно такое увеличение оборота и прибыли должно окупить описанные выше расходы, которые, на самом деле, окажутся инвестициями в будущее.