Дата публикации: 15.09.2021
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Участившаяся и усилившаяся в последние месяцы критика маркировки товаров примечательна не только эмоциональностью. Сам факт обсуждения, пусть и в негативном тоне, указывает на то, что маркировка вызывает если не заинтересованность, то интерес, а также на отсутствие понимания происходящего. А дефицит понимания вызывается нехваткой разъяснительной работы.

В предыдущих статьях было описано, чем полезна маркировка товаров. В этой статье рассмотрим основные возражения и опасения участников оборота товаров.

Общая емкость легального рынка обуви в Казахстане составляет примерно 31 миллион пар в год.

Стоимость марки.

Самым явным возражением является стоимость марки с кодом, наклейки или других средств идентификации. Оно же и самое простое. Рассмотрим на примере обуви. Максимальная стоимость средств идентификации законодательно установлена на уровне 2,68 тенге за единицу. Плюс НДС, выходит 2,97 тенге, все ещё менее трех тенге. Притом, что стоимость обуви, даже самой недорогой измеряется тысячами, а то и десятками и даже сотнями тысяч тенге, прирост цены пары обуви микроскопический – десятые и сотые доли процента.

Другие затраты.

Если же говорить о маркировке в более широком смысле, как процессе, то еще одним частым аргументом критиков является стоимость средств маркировки (сканеров, программного обеспечения и трудозатрат на маркировку), а также оплата таможенного склада. Это более крупные суммы, но и падают они не на единственную пару продаваемой обуви, а на все продаваемые компанией пары –тысячи, десятки и сотни тысяч.

При наличии собственных площадей можно избежать этих расходов, открыв свой таможенный склад закрытого типа, или даже получать дополнительный доход, предоставляя услуги таможенного склада открытого типа.


Оборудование.

Стоимость сканера в диапазоне 7 000 – 35 000 тенге. Давайте, возьмем бОльшую цифру - 35 тысяч. Допустим, магазин продает всего 365 пар обуви в год – в день по паре. Возьмем минимальную цену – 8 тысяч за пару, получится 2 920 000 тенге. Тогда стоимость самого дорогого сканера составит 1,1% от годовых продаж. Примем во внимание что везде мы брали крайние цифры – максимальные затраты и минимальные продажи, а также цены на обувь.

К тому же, можем вспомнить, что лет 15–20 тому назад такая же критика звучала и в адрес POS-терминалов, которые сейчас стали обыденными в любой торговой точке. Никакого повышения цен они тогда не вызвали. Мало того, многие банки выплачивают cash-back по итогам суммарных покупок.

Таможенный склад и ручной труд.

Из более крупных затрат – оплата таможенного склада и стоимость нанесения маркировки, ручной труд. Причем, еще неизвестно, что болезненнее для импортера – стоимость ручного труда (чаще всего) или время, требуемое для нанесения маркировки. Но, в любом случае, это требует конкретных расчетов и цифр в каждой отдельной компании. Пока что попробуем оценить эти затраты на макроуровне.

Объем «белого» рынка обуви в Казахстане – 31 миллионов пар обуви в год. В денежном выражении это составляет 1,71 миллиарда долларов в год. По оценкам Transparency International, в теневом обороте находится 90,6% рынка обуви, в 9 с лишним раз больше, чем в легальном – 1,53 миллиарда долларов. Отсюда можно сделать два вывода:

  1. Затраты на аренду площадей измеряются сотнями тысяч тенге, очень больших – миллионами, зарплаты – сотнями тысяч тенге. Объем и белого, и теневого рынка измеряется сотнями миллионов, но долларов – разница ошеломительная. Это несопоставимые величины, в принципе - они отличаются в сотни тысяч раз. Прогнозы же по повышению розничных цен составляют 30% - 50%, как образуется эта оценка?
  2. Эффективно борясь с теневым оборотом, государство имеет возможность расширить легальный рынок почти вдесятеро и расчистить его для законопослушных предпринимателей.

Подаваемые сведения.

Даже если маркировку не вводить, то по регламентам ЕАЭС данные, требуемые для маркировки, надо указывать уже сейчас. Поэтому в части подаваемых сведений маркировка не вызывает дополнительных расходов.

Ответственность за отсутствие маркировки.

В норме, раз есть предписывающая или запрещающая норма национального или отраслевого законодательства, то должна быть и мера ответственности за нарушение таких регулирующих норм. В настоящее время, несмотря на внедрение обязательной маркировки, меры ответственности за её отсутствие ещё не предусмотрены. Кроме того, по товарным группам, для которых вводится обязательная маркировка, предусмотрен довольно большой срок – 1 год – для распродажи товарного запаса, ввезённого в страну до принятия решения об обязательной маркировке. Такая пауза перед принятием важного решения также позволяет государству более плавно войти в новый режим, а предпринимателям даёт дополнительное время для организации безболезненного перехода.