Дата публикации: 09.06.2021
Зачем нужна маркировка?

Ни для кого не секрет, что риск приобретения некачественного, контрафактного, а порою и вовсе фальсифицированного товара – это существующие реалии и большей части из нас, в той или иной мере, доводилось столкнуться с подобным на своем примере. При этом это могут быть товары широкого круга пользования – от одежды и предметов быта, до продуктов питания и лекарств. И если некачественная одежда — это потеря времени, средств и разочарование, то фальсифицированные лекарства или продукты — это риск потерянного здоровья!

По различным оценкам, до 70% потребителей хотя бы раз покупали поддельные товары. Злые языки утверждают, что остальные 30% не обратили внимания на некачественную покупку

По данным НПП «Атамекен» от общего импорта товаров доля фальсификации под именитые товарные марки составляет до 50% поставок в Казахстан. В свою очередь международная организация «Transparency Internation» по данному показателю называет цифру в 1-2,5 миллиарда долларов США ежегодно. В соседней России аналогичные показатели вполне сопоставимы – порядка 50% потребительских товаров и по ряду продовольственных товаров до 70%(!) являются опасными для детского здоровья.

Из официальных показателей можно сделать вывод, что озвученная проблема уже давно не имеет страновой привязки, а, к сожалению, уверенно вышла на международный уровень.

Если попробовать взглянуть на ситуацию с точки зрения каждого из участников рынка:

Потребитель. Разумеется, стороной, оказывающейся в самом незавидном положении оказывается потребитель, отдавший свои «кровные» и не решивший своих задач – кофта растягивается, клей ничего не склеивает, а сметана и вовсе напоминает кефир. Как правило, продавец отговаривается тем, что не может гарантировать качество проданного товара, его зона ответственности только в сохранности упаковки и соблюдении условий хранения. Тратить время на официальные разбирательства, написание жалоб и заявлений, хождение по инстанциям желающих немного, и в результате вероятность повторения такой ситуации сохраняется всегда.

Продавец. Основным и значительным негативным фактором для продавца, конечно, же выступает риск потери хорошей репутации, и, как результат, потеря лояльности покупателей, постоянных клиентов, обеспечивающих стабильность ежемесячного дохода. Особенно актуальна потеря клиентуры для точек, находящихся в спальных районах с низким коэффициентом проходимости «случайных» покупателей.

Производитель. При таком стечении обстоятельств в немалой степени страдает производитель оригинального товара, подвергающегося фальсификации, т.к. затрачивая значительные ресурсы на обеспечение качества, укрепление своей репутации и создание «имени» бренду, он сталкивается с разочарованием потребителя, нежеланием пользоваться продуктом, а во многих случаях и с антирекламой. Такое положение дел не может не повлечь за собой финансовых потерь добросовестного производителя, работающего на качество, тогда как прибыль извлекается производителями фальсификата, делающими ставку на разовую реализацию.

Государство. Государство, где находится производитель (экспортёр) или импортёр недополучает налоги и таможенные платежи ввиду снижения прибыли добросовестного бизнеса. Недополученные государственным бюджетом средства не будут в результате перераспределены на строительство школ и больниц, выплаты пособий, стипендий и многие другие социально значимые цели. В данной ситуации выигрывает только фальсификатор и его бизнес-цепочка, не только скрывающие доход от государства, но и причиняющие вред всем вышеупомянутым участникам рынка.

Означенная проблема имеет довольно продолжительную историю во всем мире. С течением времени производители пытались её решить использованием специального клейма, изменением дизайна изделий, внедрением отличительных особенностей оригинального товара и многими другими способами. Но подобная «гонка вооружений» предполагает быструю реакцию в ответ и действительно, проходило совсем немного времени пока все новшества появлялись и на фальсификате, сводя на нет усилия добросовестного бизнеса.

Свою лепту в развитие вопроса внесли прогресс информационных технологий и доступность интернета, сделавшие возможным защитить оригинальное изделие от некачественного фальсификата без значительного усложнения процессов для участников рынка.

Новшество состоит в том, что теперь КАЖДОМУ ЭКЗЕМПЛЯРУ оригинального товара присваивается свой уникальный код, позволяющий быстро установить производителя, подлинность экземпляра, характеристики товара, этапность его перемещения через промежуточных владельцев от завода и до прилавка

Как это работает?

Производитель (или импортёр) товара на этапе упаковки наносит уникальный код стандарта Data Matrix на каждую единицу своей продукции, на каждый экземпляр. В этом коде зашифрованы все данные, подтверждающие подлинность продукта, его важные характеристики и соответствие качества корпоративным, национальным и (или) международным стандартам. Наклейка уникальна в буквальном смысле - двух единиц товара с одинаковым кодом в мире быть не может.


На текущий момент, в зависимости от проведения аналитики, срочности и развития ситуации, принят следующий график внедрения обязательной маркировки товаров:
Табачная продукция
с 1 ноября 2020 г.
Обувные товары
с 1 ноября 2021 г.
Фармацевтические товары
Завершился пилотный проект
Молочная продукция
Завершился пилотный проект
Легпром
Проводится пилотный проект
Минеральная вода и слабогаз. напитки
Проводится пилотный проект
Чай, кофе
Идет подготовка пилотного проекта
Бакалея
Идет подготовка пилотного проекта
Масло растительное
Идет подготовка пилотного проекта
Соусы и майонезы
Идет подготовка пилотного проекта
Масло моторное
Идет подготовка пилотного проекта
Соки фруктовые и овощные
Идет подготовка пилотного проекта
Ювелирные изделия