Дата публикации: 09.06.2021
Законодательные основы маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане

В целом, внедрение маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане является больше, чем заимствованием успешных практик, ранее обкатанных в других странах. Оно является частью большего процесса: интеграции, складывающейся в Евразийском Экономическом Сообществе (ЕАЭС). Её основополагающий принцип «четырёх свобод» (аналогичный таковому в Евросоюзе) ведёт если и не к унификации, то к более действенному проведению единой политики в отраслях экономики стран-участниц. Следовательно, к снижению или устранению разного рода препятствий для взаимной торговли. Эти же тенденции присущи любому интеграционному объединению, какими бы кризисами такая интеграция ни сопровождалась. Для устранения взаимных барьеров и быстрого развития торговли считаются необходимыми следующие свободы:

  • перемещения товаров, 
  • капитала, 
  • труда,
  • услуг. 

На обеспечение этих четырёх свобод и направлены разрабатываемые законы, правила и другое регуляторное, а также техническое, санитарное обеспечение.

4 свободы:

  1. перемещения товаров
  2. капитала,
  3. труда,
  4. услуг.

Основополагающим документом, описывающим организацию маркировки и прослеживаемости товаров на уровне ЕАЭС является соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанное странами-участницами в г. Алматы 2 февраля 2018 года. Данное соглашение является рамочным документом: оно содержит общие условия взаимных обязательств и описывает принципы и подходы к основным вопросам: ценообразованию, борьбе с контрафактом и контрабандой, принципы унификации стандартов, гармонизации национальных законодательств по оговоренным Договором о ЕАЭС сферам, а также порядок принятия решений и рассмотрения споров.

Основным документом, регулирующим маркировку и оборот маркированных товаров внутри Казахстана является Закон РК от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности». Он определяет компетенции Правительства РК, отраслевых уполномоченных и координирующего государственных органов в области маркировки и прослеживаемости товаров, а также компетенции Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров. Другой важной функцией этого закона является реализация на национальном уровне линии, принятой нашей страной на международном уровне – в данном случае, в рамках ЕАЭС.Основным документом, регулирующим маркировку и оборот маркированных товаров внутри Казахстана является Закон РК от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (ссылка на документ). Он определяет компетенции Правительства РК, отраслевых уполномоченных и координирующего государственных органов в области маркировки и прослеживаемости товаров, а также компетенции Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров. Другой важной функцией этого закона является реализация на национальном уровне линии, принятой нашей страной на международном уровне – в данном случае, в рамках ЕАЭС.

Что важно в этом документе:

  • подпункт 3-1 пункта 3 статьи 32, который запрещает продажу товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них средств идентификации.
  • подпункт 11-1 статьи 6, который определяет, к компетенции какого органа относится прерогатива определения перечня товаров, подлежащих маркировке и дату его введения. Таким органом является Правительство Республики Казахстан.
  • подпункт 11-3 этой же статьи устанавливает предельный размер стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке товаров.

Ближе к конкретике: стоимость за единицу контрольного (идентификационного) знака, применяемого в маркировке табачных изделий, изделий с нагреваемым табаком, никотин-содержащих жидкостей для использования в электронных сигаретах, составляет 2,68 тенге (не включая НДС). Данная цифра примечательна в свете появления критических высказываний о том, что маркировка товаров вызовет их резкое удорожание. Рассмотрим предметно: для пачки сигарет, минимальная стоимость которой в 2021 составит 500 и далее 520 тенге, 3 тенге (округлённо) составят 0,6%, менее одного процента.

Постановлением Правительства РК от 3 марта 2020 года № 95 «Об определении Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров» единым оператором назначено АО «НК «Казахтелеком»».

Постановлением Правительства РК от 10 сентября 2020 года № 568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» устанавливается перечень товаров, по которым должна быть внедрена обязательная маркировка, её сроки, процедуры пилотных проектов и другие важные аспекты, которые определяют отраслевые государственные органы в регулируемых ими отраслях. Другими подзаконными актами устанавливаются порядок, сроки, покрытие и другие вопросы, относящиеся к практической реализации процесса маркировки товаров.

В процессе проведения пилотных проектов, а также через изучение опыта стран, уже внедривших обязательную маркировку товаров и имеющих опыт и архив данных для анализа, апробируется работа информационной системы маркировки и прослеживаемости. На уровне отраслевых уполномоченных государственных органов утверждаются методические рекомендации по проведению пилотных проектов, которые носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Указанные методические рекомендации ориентированы на отработку пилотных проектов по заранее выбранной товарной группе.

На уровне центральных (отраслевых) государственных органов издаются приказы, устанавливающие правила маркировки товаров средствами идентификации применительно к товарным группам, а также порядок действий и других практические указания процесса маркировки и прослеживаемости товаров. На уровне Правительства издаются постановления по определению предельных размеров стоимости средств идентификации и товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и сроков введения обязательной маркировки. Эти сведения можно найти здесь и здесь.