Дата публикации: 09.06.2021
Об обязательной маркировке алкогольной продукции в Казахстане

В Казахстане, как и в большинстве стран, с производством и потреблением алкоголя связан огромный клубок взаимосвязанных вопросов. Помимо медицинских и социальных проблем, связанных с алкоголем, параллельно всегда существовали проблемы экономические и даже криминальные. Широко известны последствия введения «сухого закона» в США, СССР и других попыток регулирования оборота алкоголя и борьбы с его кустарным или незаконным производством. 

По большому счету, проблемы те же, что и в прошлом столетии: качество поддельного и контрафактного алкоголя, а также неуплата налогов, акцизов, пошлин и других выплат.

Проблема 1. Качество.

По оценкам ассоциации «КазАлкоТабак», нелегально реализуется до 40% водочного рынка. Хотя цифры последних лет показывают снижение потребления крепких алкогольных напитков, причиной этого необязательно является переход населения на алкоголь с меньшим содержанием спирта. Другой вероятной причиной может служить уход части рынка крепкого алкоголя «в тень». По оценкам экспертов контрафактом является до 25% рынка – менее пугающая, но, все равно, внушительная цифра


При существующих объемах производства алкоголя (от 560 до 750 миллионов литров в год) это означает, что в год от 112 до 300 миллионов литров алкогольных напитков уходят в теневой оборот и потенциально являются опасными для здоровья. Трудно оценить это явление в цифрах, но новости об отравлениях не являются редкостью в выпусках новостей. Проблема настолько же болезненная, насколько и застарелая.

Близкой к проблеме «самопала» является и проблема контрафактной продукции – подделки под известные товарные марки. Контрафакт может быть и низкого, и приемлемого качества, но механизм ущерба здесь ясен вполне. Недобирают выручку настоящий производитель, добросовестные предприниматели, а также казна государства – импортера (и/или экспортера).


Проблема 2. Контрабанда. 

Вся контрабанда делается в Одессе, на Малой Арнаутской. Из книги и фильма «12 стульев» 


Контрабанда, при этом, можем быть вполне настоящей - тут дело в так называемом white illicit (дословно «белый, но незаконный товар») – товаре, произведённом настоящим владельцем торговой марки, но без привязки к конкретному рынку. Партии такого товара легально поставляются в какую-то страну, а дальше реэкспортируются нелегально или полулегально.

Масштабы контрабанды трудно оценить в цифрах даже косвенно, но суть проблемы ясна – прибыль извлекает лишь цепочка, непосредственно задействованная в контрабанде. Бюджет государства, а за ним здравоохранение, образование и другие общественно значимые учреждения недополучают финансирование, зато сполна получают проблемы, вызванные алкоголем, пусть даже и качественным.


Проблема 3. Недобор в казну.

По статистическим данным последних лет, производство алкогольной продукции в Казахстане колеблется от 650 до 765 миллионов литров в год. По оценкам Discovery Research Group годовой оборот алкоголя в 2021 году приблизится к 700 млрд. тенге

При схемах с контрафактным или контрабандным алкоголем крупные суммы в бюджет недополучает государство, и эти суммы так или иначе ложатся дополнительным бременем на добросовестных производителей и предпринимателей. Акцизы, налоги, ввозные пошлины (если есть) – при существующем объеме поставок и даже самых щадящих оценках нелегального оборота суммы получаются впечатляющие – десятки, если не сотни миллиардов тенге. Поступление хотя бы части этих сумм в государственный бюджет через более зрячее управление рынком заметно смягчило бы и протекание мирового экономического кризиса, и последствия новоявленного вируса.


Выход – маркировка.

Многообещающим выходом в данной ситуации оказалась маркировка алкогольной продукции, ранее опробованная в других странах, а также на других товарных группах в Казахстане.

Суть маркировки в том, что каждая единица товара (буквально, каждая!) теперь маркируется отдельно производителем и импортёром и ее подлинность можно будет проверить на каждом этапе ее жизненного цикла - от упаковки производителем, через логистическую цепочку и до покупки конечным потребителем. Подлинность товарной единицы проверяется сканированием кода в формате Data Matrix размещаемого на учетно-контрольную марку, которая впоследствии будет нанесена на алкогольную продукцию производителями или импортерами (при ввозе). Внедряемые в рамках ИС МПТ (информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров) процессы предлагают введение наилучших доступных технологий по борьбе с контрафактной продукцией, а именно цифровую маркировку. Так, каждая единица промаркированного товара будет иметь свой уникальный «цифровой след». Напротив, контрафактная продукция не будет иметь такого «следа». В будущем вся информация о контрафактном товаре будет фиксироваться при продаже и передаваться в уполномоченный орган для принятия мер. Тем самым, участники оборота товара постепенно научатся играть по правилам и не будут закупать дешевую алкогольную продукцию, которая не имеет возможности быть отмеченной в системе учета.

Сканерами должны быть оснащены все участники логистической цепочки. На последнем этапе – магазинной полке – его подлинность сможет проверить и покупатель, пользуясь мобильным приложением на своем телефоне. После продажи через кассовый аппарат данная марка становится неактивной.

Помимо подтверждения подлинности на товаре могут быть закодированы другие полезные сведения.

Главный выигрыш здесь – отсечение от легального оборота поддельных и контрабандных товаров, у которых подлинной маркировки не будет.


Главные результаты маркировки:

  • «Обеление» рынка за счет ухода с него «серой» продукции - контрабанды и контрафакта
  • Возможность гарантировать подлинность товара
  • Уверенность в качестве покупки.
  • Повышение собираемости платежей в госбюджет.
  • Для добросовестных предпринимателей выравниваются условия конкуренции.


Начиная с июня 2019 года, в Казахстане проводится пилотный проект по маркировке алкогольной продукции. Его целью является отработка методологии и технологии маркировки и прослеживаемости товара, приведение алгоритма работы в соответствие с законодательством, налаживание взаимодействия между ведомствами, а также возможность подготовиться к предстоящему введению обязательной маркировки на алкоголь в более мягком, постепенном режиме. С момента внедрения обязательной маркировки алкогольной продукции производители и импортеры будут обязаны выпускать и ввозить в страну продукцию уже с маркировкой, подтверждающей подлинность товара. С момента внедрения производство, продажа, хранение и перемещение немаркированной продукции будет запрещено.


Согласно пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РК, запрещается оборот подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) учетно-контрольными марками, в виде хранения, реализации и (или) транспортировки подакцизной продукции без акцизных и (или) учетно-контрольных марок, а также с марками неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации. За вышеуказанное нарушение в соответствии пунктом 2 статьей 283 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» предусмотрен административный штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии.