Главная / Маркировка в ЕАЭС / Евразийский Союз / Маркировка молочной продукции в Казахстане и в мире

Маркировка молочной продукции в Казахстане и в мире

13 декабря 2021

23 декабря 2020 года Советом ЕЭК принято решение № 129 о введении маркировки отдельных видов молочной продукций средствами идентификации на территории ЕАЭС.

Целью маркировки молочной продукции является государственный и потребительский контроль над качеством и оборотом молочной продукции.

Система маркировки обеспечивает физическую прослеживаемость каждой единицы товара по всей цепи поставок, предоставляя данные об истории отслеживаемой товарной единицы, тем самым обеспечивая ряд выгод для государства, бизнеса и потребителей.

Рынки ЕАЭС (в частности, российский и белорусский) важны для тех казахстанских производителей, которые работают на экспорт. Их ежегодные поставки составляют более 40 млн. долларов. Для таких компаний важно соответствовать всем нормам и стандартам стран-импортеров.

Маркировка позволит казахстанским экспортерам молочных продуктов сохранить свою долю на рынках ЕАЭС, так как в РФ и РБ в 2021 году уже введена обязательная маркировка молочной продукции.

Отрасль в цифрах

В 2020 году в рамках ежемесячного мониторинга безопасности продукции, проводимого Комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава РК, исследована 2 841 проба молока и молочной продукции, из них 262 (11,7%) не соответствовали требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Основными нарушениями требований технических регламентов являются:

  • нарушение производителями правил маркировки в - 52,2 %,
  • несоответствие требованиям безопасности – 19,3 %,
  • несоответствие заявленным свойствам или физико-химическим показателям – 29,2 %.

Из 105 исследованных проб молочной и масложировой продукции фальсифицированной признаны 27%, (из них 81% импорт - Россия, Беларусь, Кыргызстан, Украина, Франция, Литва, Финляндия, Германия, США, остальное местного производства).

По выявленным нарушениям выдано 962 предписания, возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму более 12 млн. тенге, снято с реализации более 13 тонн некондиционной, в том числе более 70 кг опасной масложировой продукции.

Что делать?

Введение маркировки и прослеживаемости молочной продукции станет одним из основных инструментов в борьбе с некачественной продукцией:

  • Защита от подделки сроков годности - магазины и дистрибьюторы не могут изменить информацию в коде маркировки;
  • Повышение качества продуктов - благодаря функции обратной связи с производителем через мобильное приложение;
  • Защита от подделок - невозможность подделки криптозащиты кодов, делает невозможной подделку продуктов;
  • Улучшение планирования товарных запасов - аналитические данные помогут дистрибуторам вовремя пополнять полки прилавков, при этом не рискуя переполнить их;
  • Защита от порчи во время логистики - детальная информация о времени, затраченном на транспортировку, поможет контролировать порчу продуктов.

Международный опыт.

Контроль «от поля до прилавка» - принцип, провозглашенный продовольственной и сельскохозяйственной организациями ООН и Международным эпизоотическим бюро.

Как показывает международный опыт, маркировка молочной продукции более эффективна в таком режиме - «от поля до стола».

Мировые лидеры сельского хозяйства и производства молочных продуктов (Новая Зеландия, США, Канада) законодательно закрепили маркировку продуктов «от поля до стола».

Ее преимущества:

Для производителей:

  • Возможность сертификации и позиционирования продукта, как «экологически чистого», цена которого в 3-4 раза выше обычного;
  • Возможность экспорта в страны, с высокими требованиями к качеству продукта;
  • Получение преимущества перед производителями, использующими пестициды и химикаты.

Для государства:

  • Увеличение налоговых поступлений (за счет увеличения прибыли предприятий);
  • Улучшение здоровья граждан.

Для потребителя:

  • Гарантия качества продукта;
  • Возможность выбора продукта без химикатов;
  • Получение информации о реальной дате производства (в том числе о дате доения коровы).

Опыт в ЕАЭС (РФ)

Прослеживаемость молочной отрасли в РФ в режиме «от поля до стола» действует на базе системы электронной ветеринарной сертификации ФГИС «ВетИС» под эгидой Россельхознадзора.

Участники оборота от производителей до розницы передают в систему информацию об операциях с сырьем и готовой молочной продукцией (производство, перемещение, переход права собственности) посредством оформления ветеринарных сопроводительных документов. Таким образом фермерские хозяйства передают сведения о здоровье животных, состоянии имеющихся пастбищ, а также о сыром молоке. Производитель в последующем фиксирует используемое сырье в каждой единице готового молочного продукта.

В молочной отрасли РФ уже сейчас действует комплексная прослеживаемость движения сырья и готовой молочной продукции - в том числе, для противодействия нелегальному обороту продукции на молочном рынке.

Опыт в ЕАЭС (Беларусь)

Маркировка молочных продуктов в Беларуси введена совсем недавно – в июле 2021, поэтому накопленный массив данных пока недостаточен для анализа, но один из ранних результатов уже можно отметить – с момента внедрения и по настоящее время маркировка привела к увеличению производства легальной молочной продукции на некоторых заводах на 5-10%. Это означает, что либо какая-то часть продукции выведена из теневого оборота, либо кто-то из производителей вынужден снизить выпуск нелегального продукта, и эта доля рынка автоматически перешла к законопослушным производителям – именно то, чему и призвана служить маркировка.

Поделиться новостью:

Остались ещё вопросы?

Если у вас есть какие-либо другие вопросы, обращайтесь на горячую линию поддержки 8 800 080 6565 (8:00-20:00)

Задайте их техподдержке ИС МПТ